SteelLib
Первая в России энциклопедия по стальному строительству
Главная Печать
Сообщить об ошибке

Ключевые вопросы при проектировании паркингов на стальном каркасе

Особенности объемно-планировочных решений.

Рамповые гаражи-стоянки разделяют на следующие типы:

  • плоская одноярусная стоянка;
  • плоская многоярусная стоянка;
  • плоская многоярусная стоянка с короткими пандусами;
  • наклонная стоянка.
Рис. 1.1 Типы рамповых стоянок

Наиболее эффективная расстановка автомобилей – прямоугольная с общим проездом на два ряда (рис. 1.2). При этом ширина пролета Lпр зависит от размера машино-места и ширины проезда, определяемых классом припаркованных автомобилей (таблица 1.1).

Рис. 1.2 Расстановка автомобилей в двухрядном пролете

Таблица 1.1 Зависимость ширины пролета Lпр от размера машино-места и ширины проезда

Класс автомобиля Длина автомобиля в классе, мм Параметры защитной зоны от торцевой стороны автомобиля, мм Ширина проезда при установке автомобилей задним ходом без дополнительного маневра, мм Ширина пролета Lпр двухрядной расстановки автомобилей вдоль проезда, мм
Малый 3 700 500 5 600 14 000
Средний 4 300 500 6 100 15 700
Большой 5 000 500 6 500 17 500

При строительстве общественных (не специализированных) автостоянок ширина пролета обычно составляет 16 500–18 000 мм.

Алгоритм поиска наиболее экономически целесообразного решения по рампе можно свести к следующему: поставить несколько пролетов рядом или расставить машино-места по площадке с максимальным заполнением площади, как на плоскостной стоянке (назовем это «плоскостным решением»), с необходимыми проездами между рядами и вдоль них; затем, накладывая на эту планировку различные схемы рампы с учетом высотных отметок межэтажных перекрытий, подобрать такой тип рампы, который исключал бы как можно меньше машино-мест.

Все типы рамп можно разделить на две группы: рампы с машино-местами вдоль проезда и рампы без машино-мест. Рампы с машино-местами, или так называемые наклонные перекрытия имеют продольный уклон, не превышающий 6%, и являются наиболее эффективным решением по использованию площади автостоянки, так как совпадают с «плоскостным решением».

Уклон рамп без машино-мест по оси полосы движения в закрытых неотапливаемых и открытого типа стоянках должен быть не более 18%, криволинейных рамп – не более 13%, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп – не более 10%.

Ширина здания автостоянок открытого типа не должна превышать 40 м (иначе не обеспечивается продуваемость), поэтому для них применяется 2-пролетная (4 ряда автомобилей вдоль проездов) схема расположения машино-мест. Одно из возможных решений при ширине здания 35 м и высоте межэтажных перекрытий 3 м показано на рисунке 1.3. При длине здания 35 м для подъема на этаж протяженности 2-х наклонных перекрытий недостаточно и используются проезды между пролетами.

При площади этажа, не превышающем 2 000 м², здание стоянки имеет минимальную IV степень огнестойкости. Для обеспечения этого условия длина здания не должна превышать 57 м (при ширине 35 м).

Рис. 1.3 План типового этажа для НМРА с наклонными перекрытиями

В случае «полуэтажной» или «полурамповой» схемы размещения пролетов ярусы хранения сдвинуты друг относительно друга на половину высоты этажа (1,1—1,5 м), а полурампы служат одновременно для проезда автомобилей между рядами. Такая планировка позволяет сократить длину рамп и повысить их уклон до 18%. Пример планировки приведен на рисунке 1,4 для 5-этажного гаража с высотой межэтажных перекрытий (от пола до пола) 2,8 м.

Рис. 1.4 План первого этажа
Рис. 1.5 План второго - пятого этажа
Рис. 1.6 Пример объемно-планировочного решения «полуэтажной» схемы

Эффективность объемно-планировочного решения гаража-стоянки характеризуется двумя показателями:

1) приведенной площадью машино-места Sпр:

Sпр=Sобщ/N

N – количество машино-мест
Sобщ – общая площадь автостоянки

2) коэффициентом эффективности Kэ использования площади гаража-стоянки:

Кэ=(N∙s)/Sобщ

s – площадь одного машино-места
N·s – общая площадь мест хранения.

Значения этих показателей зависят от рациональности выбранного объемно-планировочного решения, наибольшего приближения его параметров к минимально допустимым (по действующим нормам) габаритам мест хранения, проездов, рамп, помещений инженерного обеспечения и эксплуатационных служб. Уменьшение Sпр и увеличение Kэ обеспечивает удешевление будущей себестоимости машино-места.

Для приведенных примеров объемно-планировочных решений стоянок:

Sпр = 6125/210 = 29,17 м2,
Kэ = (13,75·210)/6125 = 0,471.

В таблице 1.2 показана зависимость Sпр, Kэ от длины пятиэтажного гаража- стоянки с наклонными перекрытиями или полурамповой схемы:

Таблица 1.2 Зависимость Sпр, Kэ от длины пятиэтажного гаража- стоянки с наклонными перекрытиями или полурамповой схемы

Длина НМРА, м 40 45 50 55
Общее количество машино-мест 250 290 330 370
Общая площадь НМРА, м2 7 000 7 875 8 750 9 625
Площадь этажа, м2 1 400 1 575 1 750 1 925
Sпр, м2 28,00 27,16 26,52 26,01
Кэ 0,491 0,506 0,519 0,529

Вывод:

Наиболее экономически эффективным решением является гараж-стоянка открытого типа с наклонными перекрытиями или с полуэтажной (полурамповой) схемой высотой до 6 этажей с площадью этажа до 2000 м² (в плане шириной 35 м и длиной от 35 до 55 м, с количеством машино-мест до 440).

В качестве примера оптимизации проектных решений приведена 4-этажная отдельно стоящая закрытая гараж-стоянка на 440 машино-мест с двумя подземными этажами и с мойкой легковых автомобилей, расположенная в Новой Москве.

Степень огнестойкости здания – III.

Габариты здания в монолитном исполнении – 75х60 м, высота этажа – 2,8 м.

Благодаря применению полурамповой компоновки здания на стальном каркасе удалось разместить необходимое количество машино-мест на надземных этажах и эксплуатируемой кровле, избавившись от подземных этажей.

Габаритные размеры здания на стальном каркасе – 35,4х70,475 м.

Шаг колонн – 5,4х5,7–6,6 м, высота этажа – 3,0 м с полуэтажами.

Таблица 1.3 Технико-экономические показатели многоярусной парковки из монолитного ж/б

Наименование показателя Единица измерения Количество
Этажность, в том числе: эт. 6
подземных эт. 2
надземных эт. 4
Площадь застройки м2 2 621
Общая площадь м2 10 400
Количество машино-мест м/м 450

Таблица 1.4 Технико-экономические показатели многоярусной парковки на стальном каркасе

Наименование показателя Единица измерения Количество
Этажность эт. 4
Площадь застройки м2 2 690
Общая площадь м2 10 200
Количество машино-мест, в том числе: м/м 440
на открытых этажах м/м 338
на кровле м/м 102

Рис. 1.7 Пример оптимизации объемно-планировочных решений

Несущие конструкции

Решения фасадов

Огнезащита

Другие конструктивные и технологические элементы здания

Напишите нам
Подписаться на рассылку
Сообщить об ошибке