Рамповые гаражи-стоянки разделяют на следующие типы:
Наиболее эффективная расстановка автомобилей – прямоугольная с общим проездом на два ряда (рис. 1.2). При этом ширина пролета Lпр зависит от размера машино-места и ширины проезда, определяемых классом припаркованных автомобилей (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Зависимость ширины пролета Lпр от размера машино-места и ширины проезда
Класс автомобиля | Длина автомобиля в классе, мм | Параметры защитной зоны от торцевой стороны автомобиля, мм | Ширина проезда при установке автомобилей задним ходом без дополнительного маневра, мм | Ширина пролета Lпр двухрядной расстановки автомобилей вдоль проезда, мм |
Малый | 3 700 | 500 | 5 600 | 14 000 |
Средний | 4 300 | 500 | 6 100 | 15 700 |
Большой | 5 000 | 500 | 6 500 | 17 500 |
При строительстве общественных (не специализированных) автостоянок ширина пролета обычно составляет 16 500–18 000 мм.
Алгоритм поиска наиболее экономически целесообразного решения по рампе можно свести к следующему: поставить несколько пролетов рядом или расставить машино-места по площадке с максимальным заполнением площади, как на плоскостной стоянке (назовем это «плоскостным решением»), с необходимыми проездами между рядами и вдоль них; затем, накладывая на эту планировку различные схемы рампы с учетом высотных отметок межэтажных перекрытий, подобрать такой тип рампы, который исключал бы как можно меньше машино-мест.
Все типы рамп можно разделить на две группы: рампы с машино-местами вдоль проезда и рампы без машино-мест. Рампы с машино-местами, или так называемые наклонные перекрытия имеют продольный уклон, не превышающий 6%, и являются наиболее эффективным решением по использованию площади автостоянки, так как совпадают с «плоскостным решением».
Уклон рамп без машино-мест по оси полосы движения в закрытых неотапливаемых и открытого типа стоянках должен быть не более 18%, криволинейных рамп – не более 13%, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп – не более 10%.
Ширина здания автостоянок открытого типа не должна превышать 40 м (иначе не обеспечивается продуваемость), поэтому для них применяется 2-пролетная (4 ряда автомобилей вдоль проездов) схема расположения машино-мест. Одно из возможных решений при ширине здания 35 м и высоте межэтажных перекрытий 3 м показано на рисунке 1.3. При длине здания 35 м для подъема на этаж протяженности 2-х наклонных перекрытий недостаточно и используются проезды между пролетами.
При площади этажа, не превышающем 2 000 м², здание стоянки имеет минимальную IV степень огнестойкости. Для обеспечения этого условия длина здания не должна превышать 57 м (при ширине 35 м).
В случае «полуэтажной» или «полурамповой» схемы размещения пролетов ярусы хранения сдвинуты друг относительно друга на половину высоты этажа (1,1—1,5 м), а полурампы служат одновременно для проезда автомобилей между рядами. Такая планировка позволяет сократить длину рамп и повысить их уклон до 18%. Пример планировки приведен на рисунке 1,4 для 5-этажного гаража с высотой межэтажных перекрытий (от пола до пола) 2,8 м.
Эффективность объемно-планировочного решения гаража-стоянки характеризуется двумя показателями:
1) приведенной площадью машино-места Sпр:
Sпр=Sобщ/N
N – количество машино-мест
Sобщ – общая площадь автостоянки
2) коэффициентом эффективности Kэ использования площади гаража-стоянки:
Кэ=(N∙s)/Sобщ
s – площадь одного машино-места
N·s – общая площадь мест хранения.
Значения этих показателей зависят от рациональности выбранного объемно-планировочного решения, наибольшего приближения его параметров к минимально допустимым (по действующим нормам) габаритам мест хранения, проездов, рамп, помещений инженерного обеспечения и эксплуатационных служб. Уменьшение Sпр и увеличение Kэ обеспечивает удешевление будущей себестоимости машино-места.
Для приведенных примеров объемно-планировочных решений стоянок:
Sпр = 6125/210 = 29,17 м2,
Kэ = (13,75·210)/6125 = 0,471.
В таблице 1.2 показана зависимость Sпр, Kэ от длины пятиэтажного гаража- стоянки с наклонными перекрытиями или полурамповой схемы:
Таблица 1.2 Зависимость Sпр, Kэ от длины пятиэтажного гаража- стоянки с наклонными перекрытиями или полурамповой схемы
Длина НМРА, м | 40 | 45 | 50 | 55 |
Общее количество машино-мест | 250 | 290 | 330 | 370 |
Общая площадь НМРА, м2 | 7 000 | 7 875 | 8 750 | 9 625 |
Площадь этажа, м2 | 1 400 | 1 575 | 1 750 | 1 925 |
Sпр, м2 | 28,00 | 27,16 | 26,52 | 26,01 |
Кэ | 0,491 | 0,506 | 0,519 | 0,529 |
Вывод:
Наиболее экономически эффективным решением является гараж-стоянка открытого типа с наклонными перекрытиями или с полуэтажной (полурамповой) схемой высотой до 6 этажей с площадью этажа до 2000 м² (в плане шириной 35 м и длиной от 35 до 55 м, с количеством машино-мест до 440).
В качестве примера оптимизации проектных решений приведена 4-этажная отдельно стоящая закрытая гараж-стоянка на 440 машино-мест с двумя подземными этажами и с мойкой легковых автомобилей, расположенная в Новой Москве.
Степень огнестойкости здания – III.
Габариты здания в монолитном исполнении – 75х60 м, высота этажа – 2,8 м.
Благодаря применению полурамповой компоновки здания на стальном каркасе удалось разместить необходимое количество машино-мест на надземных этажах и эксплуатируемой кровле, избавившись от подземных этажей.
Габаритные размеры здания на стальном каркасе – 35,4х70,475 м.
Шаг колонн – 5,4х5,7–6,6 м, высота этажа – 3,0 м с полуэтажами.
Таблица 1.3 Технико-экономические показатели многоярусной парковки из монолитного ж/б
Наименование показателя | Единица измерения | Количество |
Этажность, в том числе: | эт. | 6 |
подземных | эт. | 2 |
надземных | эт. | 4 |
Площадь застройки | м2 | 2 621 |
Общая площадь | м2 | 10 400 |
Количество машино-мест | м/м | 450 |
Таблица 1.4 Технико-экономические показатели многоярусной парковки на стальном каркасе
Наименование показателя | Единица измерения | Количество |
Этажность | эт. | 4 |
Площадь застройки | м2 | 2 690 |
Общая площадь | м2 | 10 200 |
Количество машино-мест, в том числе: | м/м | 440 |
на открытых этажах | м/м | 338 |
на кровле | м/м | 102 |
[[Несущие конструкции|Несущие конструкции]]
[[Решения фасадов|Решения фасадов]]
[[Огнезащита (паркинги)|Огнезащита]]
[[Другие конструктивные и технологические элементы здания|Другие конструктивные и технологические элементы здания]]